Программа
внеурочной деятельности начального общего
образования
в рамках внедрения ФГОС
НОО
1.Актуальность
введения программы
«Школьное
образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального
обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как
индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От
подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то,
насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.
Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся
сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех
будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах
необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые
пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся
изобретать, понимать и осваивать новое,
быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения
и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша
новая школа»).
Решение
задач воспитания и социализации школьников в контексте национального
воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках
организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального
общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования нового
поколения.
Программа рассчитана на 165 часов в 1
классе. Эти часы равномерно распределены
по дням недели и предусматривают еженедельное регулярное проведение занятий с
детьми. План занятий составлен по согласованию с родителями и общественностью.
Программа может быть доработана с целью использования её в следующем учебном году для 1-2 классов.
Реализация программы воспитания и социализации
младших школьников будет способствовать:
- овладению
обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами
деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной
и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде,
поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию
у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и
нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной
творческой деятельности;
- формированию
знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности
обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков
самообразования, контроля и самооценки.
Принципиальным
отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна
стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от
той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого
поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования является
передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом
образовательного процесса – репродукция этих знаний. В отечественной психолого-педагогической
науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования,
утверждающая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения
способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при
разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего
образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих
направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы
образования является способность вступающих в жизнь молодых людей
самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то
результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый
план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как,
например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме,
инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в
постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых
результатов образования и предметом стандартизации.
Таким
образом, актуальность данной программы обусловливается:
- мировыми
и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
-
необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей
интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
-
спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное
воспитательное воздействие
2. Цель программы
Цель Программы внеурочной деятельности – апробировать модель
организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их
воспитания и социализации, осуществление
взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;
3. Задачи программы
Задачи, решаемые в ходе реализации Программы:
-
изучить пакет материалов, разработанных
в рамках ФГОС нового поколения;
-
определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
учащихся начальных классов;
-отработать
механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их
интересами и способностями.
-
проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,
определить стратегию её реализации в
образовательном учреждении;
- обосновать и разработать модель организации
внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
-
определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках
внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
-
разработать рабочие программы для
реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть
методами и формами организации
внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового
поколения.
-
эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и
материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический
потенциал.
4. Объект
и предмет исследования
Объект исследования
при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших
школьников в школе.
Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности
учащихся 1- 4-х классов.
5. Гипотеза исследования
Считаем,
что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может
быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью
которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками
которой является ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей,
общества, государства:
- принятие
ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность,
педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями,
родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
-
использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного
материала, фольклор, художественная литература, музыка и т.д.)
- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и
социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
-
реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
6. Методы, используемые при реализации программы
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме моделирования внеурочной деятельности;
2. Эмпирические: анкетирование,
тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации
и др.
3. Математические: ранжирование,
статистическая обработка данных и др.
4. Практические: составление
рабочих программ кружков 1 класса
7. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение
программы
1. Закон «Об
образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
4. Примерная программа
воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный
образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы начального общего образования.
6. Примерные программы
внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред.
В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор //
пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений
Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от
22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего
образования», от 06.10.2009, №373;
11. Инструктивно- методического письма комитета
общего и профессионального образования Ленинградской области от 07.06.2011 №
19-3231/11 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных
учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году»;
12.
Письмо КО и ПО Лен. области «Об организации дополнительного образования в
общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения в
2011-2012 уч. году» № 19-3647/11 от 21.06.2011 г.
13.
Приложение к письму КО и ПО Лен. области от 07.06.2011 г. № 19-3236/11 «Об
организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Ленинградской области в 2011-2012 уч. г.»
14.
Приложение к письму КО и ПО Лен. области от 07.06.2011 г. № 19-3231/11 «Об
организации образовательного процесса
в1-2 классах общеобразовательных учреждений Ленинградской области в
2011-2012 учебном году, реализующих основную образовательную программу начального
общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования»
15. Приказ МОУ
«Володарская СОШ» от 01.09.2011г. №
122/1 «О переходе ОУ на обучение по ФГОС
НОО»
16.Приказ МОУ «Володарская СОШ» от 01.09.2011г.№ 122 «Об
обеспечении готовности ОУ к реализации ФГОС начального образования»
Важное место отводится проектной
и исследовательской деятельности учащихся
Работа по
привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться
через посещение кружков школы.
Ожидаемые результаты реализации Программы внеурочной
деятельности
Результатом
реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна
стать теоретически обоснованная и апробированная
модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной
деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их
воспитания и социализации.
10.Формы работы в
рамках внеурочной деятельности.
Направление
|
Программы (рабочие)
|
Формы работы
|
Решаемые задачи
|
Духовно-нравственное
|
Кружок «Родничок»
|
Занятия в классе, в библиотеке, занятия-игры,
уроки творчества, экскурсии, уроки-отчёты
|
Заложить основы национального мировоззрения,
развитие устной речи, формирование представлений о добре и зле, развитие
духовно-нравственных чувств, приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности
|
Социальное
|
Кружок «Умелец»
|
Самообслуживание, сельскохозяйственный труд,
волонтёрская работа, разные трудовые операции
|
Воспитание хозяйского отношения к
общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам;
привитие уважительного отношения к взрослым, родителям, малышам, умение себя
вести в социуме, уход за территорией школы
|
Спортивно-оздоровительное
|
Кружок «Юные олимпийцы»
|
Занятия в спортивном зале, на свежем воздухе,
беседы, соревнования, спортивные игры
развивающего характера, уроки здоровья.
|
Всесторонне
гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового
человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие
общей физической подготовки.
|
Общеинтеллектуальное
|
Кружок «Мои первые проекты»
|
Подготовка к составлению проектов, проектная
деятельность, защита проектов
|
Формировать
навыки сотрудничества, умение составлять письменный отчёт о работе,
планировать работу, давать оценку готовому продукту своей работы, умение
собирать и обрабатывать информацию
|
Общекультурное
|
Кружок «Радуга»
|
Занятия в музыкально-хореографическом кружке
|
Сохранение здоровья детей младшего школьного
возраста; развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения,
художественно-творческой и танцевальной способностей; воспитание
организованной, гармонически развитой личности.
|
В архиве:Программа внеурочной деятельности начального общего
образования в рамках внедрения ФГОС НОО, рабочие программы кружков.
Заключение
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает
богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в
работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной
деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса
и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и
получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать
процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и
многомерность в русле концепции непрерывного образования.
|